разработка сайтов
продвижение сайтов
dilab - продвижение сайтов в Петербурге
нам 12 лет
с 2005 года
 
сегодня с 10:00 до 18:00
(812) 370-21-31

Выбор системы управления сайтом (CMS) для компаний

Данная статья написана для директоров компаний и сотрудников, ответственных за заказ сайта. Мы надеемся, что данная статья сэкономит Ваше время и средства. Обратите внимание, что наша компания имеет 12-ти летний опыт разработки сайтов, а сейчас оказывает услуги по аудиту и продвижению сайтов.

Какие вообще должны быть требования к CMS с точки зрения потребителя, а точнее потребителя в виде коммерческой организации? (С точки зрения продвижения сайтов - читайте в статье «Оптимизация движка сайта».

1. Требование к движку сайта CMS.

На самом деле многие заказчики на это не обращают внимание, но с объективной точки зрения клиента – CMS должна быть:

  • Функциональная – наличие всех основных компонентов - наличие большого количества модулей (каталога, новости, фотоальбом и .т.п), автоматической карты сайта, пути по сайту, регистрации пользователей с разделением прав, поиска, фильтров каталога и т.п.
  • Быстрая – быстрая скорость работы для посетителей сайта, особенно если это большой каталог или Интернет-магазин
  • Расширяемая – доработка под нужды клиента (наличие api, службы поддержки разработчиков, документации движка)
  • Обслуживаемая – наличие службы поддержки, инструкций, видеоинструкций.
  • Независимая от компании-интегратора – наличие других компаний-партнёров обслуживающих данную систему, а также квалифицированных специалистов (частных программистов). А также курсов, сертификаций для программистов.
  • Простота в эксплуатации – эксплуатация системы должна быть доступна сотрудникам со опытом работы в офисных пакетах и с Интернет-браузером.
  • Поддержка стандартов оптимизации – статичные адреса страниц (везде, включая каталог, новости и т.п.), возможность редактирования meta тегов title/keywords/description. Подробнее в этой статье.

Очень важна поддержка нормальных статичных страниц при переносе сайта на другой движок, так как с точки зрения продвижения – самое главное, что адреса страниц должны быть сохранены.

2. Для начала давайте узнаем, какие бывают движки сайтов CMS.

  1. Бесплатные.
  2. Самописные.
  3. Коммерческие.

2.1. Бесплатные CMS.

Рынок коммерческих сайтов на бесплатных CMS, в большей части существует только за счет невысокого уровня знания к техническим, качественным и потребительским требованиями заказчиков сайтов>.

  Joomla WordPress MODx
Описание Joomla является open-source проект, большинство его недостатков связано с отсутствием системного подхода в организации системы на начальном этапе разработки WordPress – всё тоже самое что Joomla, но ориентирована на блоги. В принципе при хорошей детальной доработке программистами можно сделать неплохой блог. MODx - компактная CMS, наиболее подходящая для небольших сайтов компании
Преимущества
  1. Бесплатно.
  2. Функциональность – высокая (много модулей).
  3. Расширяемость – есть и api и документация
  4. Большое число начинающих специалистов для обслуживания сайта (на практике, по мере приобретения опыта, специалисты обычно отказываются от обслуживания сайтов на Joomla)
  5. Песочница для начинающих веб-интеграторов.
  1. Бесплатно.
  2. Быстрое развёртывание блогов.
  3. Есть много модулей
  4. Есть независимые разработчики для обслуживания сайтов на WordPress, но их меньше чем на Joomla
  1. Бесплатно.
  2. Простая в обслуживании для разработчика CMS – на её базе можно создать нормальный коммерческий сайт начального уровня.
  3. Быстрая скорость работы.
  4. Большое число независимых разработчиков, в том числе и компаний для обслуживания сайтов
  5. Есть модули.
  6. Нормальная вёрстка html-кода (зависит от верстальщика, но не зависит от встроенного html-кода генерируемого CMS)
  7. Изначально нормально поддерживает seo-оптимизацию сайта.
Недостатки
  1. Сложна для эксплуатации клиентом из-за не системности интерфейса и модулей
  2. Отсутствует встроенная интеграция с 1С, Яндекс.Маркетом и Российскими платёжными системами, но модули сторонних разработчиков найти можно.
  3. Очень медленная скорость работы особенно на не VPS хостингах.
  4. Почти всегда сайт на Joomla сдаётся с динамическими страницами, слабо пригодными для продвижения (хотя это исправляется).
  5. Очень низкое качество и избыточность html кода при сдачи сайта, т.к. система состоит из несвязанных между собой модулей и стандартные шаблоны этих модулей не связаны с основным.
  6. Привязка ссылок к домену (по умолчанию) – не дружелюбно к SEO.
  7. Администрирование системы и модулей может значительно отличатся – что усложняет обслуживание сайта.
  8. Нет поддержки конечных клиентов разработчиком системы.
  9. Из-за наличия разнообразных несвязанных между собой модулей часто становится жертвой хакеров
  10. Наибольшее число нареканий у разработчиков при доработке сайта, переданного от другого разработчика
  11. Не подходит для коммерческих сайтов компаний.
  1. Медленная скорость работы особенно на не VPS хостингах.
  2. Отсутствует встроенная интеграция с 1С, Яндекс.Маркетом и Российскими платёжными системами.
  3. Нет поддержки конечных клиентов разработчиком системы.
  4. Почти всегда сайт сдаётся с динамическими страницами, слабо пригодными для продвижения (хотя это исправляется).
  5. Среднее качество и избыточность html кода при сдачи сайта, т.к. система состоит из плохосвязанных или несвязанных между собой модулей.
  6. Без дополнительной доработки кода программистами часто становится жертвой хакеров
  7. Не подходит для коммерческих сайтов компаний.
  1. Нет поддержки конечных клиентов разработчиком системы.
  2. Отсутствует встроенная интеграция с 1С, Яндекс.Маркетом и Российскими платёжными системами.
  3. Слабая функциональность для Интернет-магазинов
Вывод Joomla – очень неподходящая CMS для коммерческих сайтов. WordPress   не подходящая CMS для коммерческих сайтов, но удобна для быстрого развёртывания блогов. MODx подходит для коммерческих сайтов начального уровня.

2.2. Самописные cms

Эта категория является самое большой ошибкой для корпоративных сайтов (за исключением разве что порталов). Исключения составляет разработка очень крупных порталов.

Рынок коммерческих сайтов на самописных CMS, существует только за счет низкого уровня знания к техническим, качественным и потребительским требованиями заказчиков сайтов и навязыванию компанией своего решения без возможности выбора.

Разделим их на две категории, по разработчику.

  Компания Частное лицо
Преимущества
  1. Вам понравилась компания, может портфолио, может менеджер и Вы с ней работаете.
  2. Вы получаете сайт возможно с той функциональностью (см. недостатки), которую Вы заказали.
  1. Разработчик возможно Ваш или чей-то знакомый
  2. Возможно его хорошо отрекомендовали
  3. Вам удобно с ним работать
  4. Вы получаете сайт возможно с той функциональностью (см. недостатки), которую Вы заказали.
  5. Возможно (но на практике часто наоборот) низкая стоимость разработки сайта
Недостатки
  1. Обычно, стоимость разработки сайта сопоставима со стоимостью сайта на хорошей платной CMS, а в перспективе чистый убыток.
  2. Продукт первое время удобен для студии веб-дизайна так как навсегда (до смены движка) привязывает клиента к его системе, и соответственно рисковый и дорогой для клиента.
  3. Обратите внимание, что Вы не можете обратиться за обслуживанием в другую компанию. Только разработчик может обслуживать данный продукт. При обращение к любым другим разработчикам: 95% не берёмся, 5% - будет стоить дорого.
  4. Вы получаете сайт с оговоренной функциональностью – но возможно очевидные для Вас или присутствующие даже в бесплатной CMS функции могут отсутствовать.
  5. В случае недоступности разработчика (увольнения, смены программиста компании) поддержка данного продукта приостанавливается. Недопустимо для средних, а тем более для крупных компаний.
  6. Почти всегда отсутствует функциональность типа интеграция с 1С, интеграция с платёжными системами, а также документация и инструкции.
  7. В 99% случаев наличие уязвимостей для хакеров
  8. Дорогая стоимость обслуживания и очень дорогая стоимость обслуживания при отсутствие разработчика в данный момент времени.
  1. Продукт первое время удобен для разработчика, так как (до смены движка) привязывает клиента к его системе, и соответственно рисковый и дорогой для клиента.
  2. Обслуживание сайта возможно при доступности и желания разработчика этим заниматься. Разработчик может спокойно сменить место, город, страну проживания, уехать в отпуск, сменить вид деятельности и т.п. и Вы получите необслуживаемый сайт, требующий смену движка, как следствие новое вложение денег.
  3. Очень часто нет элементарных вещей - пути по сайту, автоматической карты сайта, статичных страниц, возможности редактирования meta-тегов и т.п.
  4. Обратите внимание, что Вы не можете обратиться за обслуживанием к другому разработчику. Только разработчик может обслуживать данный продукт. При обращение к любым другим разработчикам: 95% не берёмся, 5% - будет стоить дорого.
  5. Вы получаете сайт с оговоренной функциональностью – но возможно очевидные для Вас или присутствующие даже в бесплатной CMS функции могут отсутствовать.
  6. В случае недоступности разработчика поддержка данного продукта приостанавливается. Недопустимо для средних, а тем более для крупных компаний.
  7. В 99% случаев наличие уязвимостей для хакеров
  8. Почти всегда отсутствует функциональность типа интеграция с 1С, интеграция с платёжными системами, а также документация и инструкции.

2.3. Платные системы управления.

Рассмотрим те, с которыми мы часто встречались на практике.

  1С Битрикс UMI-CMS Shop-Script 5
Описание Самая популярная CMS. Хотя и имеет много внутренних недостатков, но благодаря преимуществам, лучший вариант для коммерческих сайтов В тройке лидеров по популярности система управления, написанная сразу под объектную модель php5, что очень заметно в скорости работы и качества исходного кода системы CMS специально разработанная для Интернет-магазинов
Преимущества
  1. Очень высокая функциональность – интеграция с 1С, интеграция платёжных систем, огромное количество модулей.
  2. Огромная база обслуживающих компаний-партнёров и программистов. В случае не удовлетворения качества работы с одной компанией, Вы без проблем можете обратится в другую.
  3. Удобный интерфейс системы управления для пользователя.
  4. Наличие всех видов поддержки пользователя со стороны 1C – полная документация, видео-инструкции, служба поддержки, автоматические обновления.
  5. Как следствие НИЗКАЯ СТОИМОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ САЙТА.
  1. Наличие всех видов поддержки пользователя со стороны UMI – полная документация, видео-инструкции, служба поддержки, автоматические обновления.
  2. Дружит с продвижением в полном объёме. Полностью соответствует требованиям к движку сайта при продвижении
  3. Удобный интерфейс системы управления для пользователя.
  4. Более новый продукт, как следствие - быстрый качественный движок, т.к. сразу писался под объектную модель php5.
  5. Очень высокая функциональность – интеграция с 1С, интеграция платёжных систем, большое количество модулей.
  1. Позволяет создать нормальный Интернет-магазин по оптимальной цене (от 30 000 рублей).
  2. Удобный, но простой интерфейс системы управления для пользователя.
  3. Быстрая скорость разворачивания сайта.
  4. Полностью дружелюбен к продвижению. Полностью соответствует требованиям к движку сайта при продвижении
  5. Высокая скорость работы сайта.
  6. Все основные функции Интернет-магазина + интеграция с 1С, платёжными системами, Яндекс.Маркетом.
Недостатки
  1. Значительно более высокая стоимость разработки проектов (простые сайты от 30 000 рублей, Интернет-магазины от 70 000 рублей).
  2. По умолчание полное отсутствие поддержки статичных страниц для страниц каталога (Интернет-магазина) – при этом клиент может и не догадывается об этом до начала продвижения сайта. Т.е. не до конца соответствует требованиям к движку сайта при продвижении
  3. Из этого есть проблема при переносе сайта на Битрикс – бывает очень сложно сохранить адреса страниц, что обязательно при продвижении сайта.
  4. Очень медленный движок (исторически сложилось), вытянутый только за счёт много уровневого кеширования. Движок состоит из десятков тысяч файлов. 1 простая страница может выполнять более 30 запросов к БД (до кеширования).
  5. Не подходит для организации ресурсоёмких порталов.
  1. Значительно более высокая стоимость разработки проектов в компаниях (Интернет-магазины от 70 000 рублей).
  2. Второй по популярности после Битрикс. Как следствее меньшее количество компаний-партнёров.
  3. На мой взгляд, сложный api (чего только названия функций стоит), но это не является недостатком для клиента.
  1. Заточка только под Интернет-магазины.  Вы не найдёте большинство модулей, которые есть в других системах.
  2. Меньшее число программистов и компания для обслуживания системы.
Выводы Подходит для большинства корпоративных сайтов, но лучше не использовать как базу для создания портала с большим количеством посетителей. Подходит для большинства корпоративных сайтов, в том числе для создания порталов Подходит для создания Интернет-магазинов, не подходит для функциональных корпоративных сайтов.

3. Заключение.

Надеюсь, мы пополнили Ваши знания о требованиях к качеству к системам управления. Надеемся эти знания сэкономят Вам деньги и время. Мы всегда рады ответить на Ваши вопросы, а также провести аудит, приёмку, написание технического задания сайта.